Познание

С древних времен, человечество постигает окружающий мир во всех его проявлениях.  Познавая люди отмечали различные грани бытия. Так же  познавали и самого себя.

С каждым поколением, люди лучше понимали происходящие вокруг события. Проверенные опытом знания помогали выживать следующим поколениям.

В самом начале познавательной деятельности, через чувственно наглядные образы, доступные каждому, люди наделяли явления человеческими атрибутами. Это была первая попытка систематизировать накопленные знания об окружающем мире. Объяснить и увязать всё в единую картину. Гроза, земля, огонь стали реальными участниками повседневной жизни. Сознание рождало образы сверх людей — героев и Богов — способных влиять на эти стихии.

Со временем знаний становилось больше. Понимание того что мир гораздо сложнее чем казалось в начале, подтолкнуло людей к мысли, что все это было «кем то» создано и придумано. И этот «кто-то» был явно за гранью обозримого мира. Поэтому «Он» должен стоять над своим творением и не может пребывать в нем. Так появилась мысль о демиурге — создателе, или Боге.

Но зачем кому то было всё это создавать? Этот и другие подобные вопросы, закрались в умах людей. Их не удовлетворяло просто верить что все есть как есть, они хотели знать и почему все есть именно так. В разных местах, разными людьми стали даваться описания действительности. Возникающие догадки о причинах и следствиях различных событий, не просто принимались на веру, как ранее, а стремились проверить — как будет это работать при других условиях? Выдвигались первые гипотезы, теории, накапливался фактический материал.

Однако не на все вопросы можно было дать ответ руководствуясь лишь проверкой фактов:
— Познаем ли мы мир таким какой он есть? Или все же через призму человеческого восприятия?
— Мир материален, или порожден нашим разумом?
— Какова роль человека в этом мире?
— Что есть истина?
В этих и ряде других вопросов, однозначного ответа нет. Сталкиваясь с ними, человек волей-неволей должен выбрать для себя позицию, которая будет определять его мировоззрение.

Те вопросы на которые можно получить ответы, продолжили своё развитие в научном познании. Оно, стремиться к истине через объяснение фактов и явлений наблюдаемой действительности. А все что вне наблюдения, отдано на откуп  познанию философскому.

За время своего существования, человечество проделало огромный труд на пути к познанию мироздания. Появлялись и погибали различные концепций и теорий. Давно забытые вновь обретали свою актуальность спустя время. Все это говорит о том, что как бы много мы не знали о мире, многое ещё сокрыто от нас.

«Однажды юный ученик философа Анаксимена спросил его, почему с каждым годом он всё больше сомневается в том, о чем раньше говорил без сомнений.
Анаксимен начертил на песке два круга — маленький и большой — и объяснил:
— Маленький круг — это мои знания в юности. Большой круг — это то, что я знаю и понимаю сегодня. С годами круг моих знаний увеличивается. Всё, что вне круга знаний — это незнание. Чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с незнанием и порождает всё больше сомнений и вопросов.»